Проблема свободы воли

Все вновь и вновь в философии встает вопрос, что такое свобода воли и ее существование приобретает новое значение, в особенности для тех, кто полагает, что сознание это часть вселенной, какая-то физическая субстанция. По их мнению, весь мир и вселенная подчиняются физическим законам. Поэтому воля, и вообще деятельность сознания полностью покоряется законам физики и является физическим состоянием. А тогда выходит, что человек не свободен. Но есть те, кто не разделяет такое утверждение. Они полагают, что для начала нужно определить понятие свободы, чтобы сказать, что в действительности является свободой воли. Они утверждают, что человек свободен тогда, когда имеет выбор, и исход какого-то дела поменялся, если бы он сделал другой выбор.
Еще некоторые философы считают, что мир не подчиняется только законам физики, и что теоретически можно быть свободным. Один из мыслителей, который так считал, был Эммануил Кант. Его критики заявляли, что если воля не подчиняется никаким законам, то все что мы делаем или хотим – случайность. А тогда мы не свободны. Но их противники отвечали, что настоящая свобода – это результат долга, требуемого разумом.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.