Картина Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» — фильм о войне, снятый с достаточной степенью объективности и реализма, где обилие сцен жестокости и тяжелая атмосфера не компенсируются лихо закрученным сюжетом, что присуще практически всем фильмам в жанре «экшен».
Тем, кто изначально ждет от фильма повышенной динамики боевика и просто будет его смотреть, не вникая в философскую сущность сюжета, картина может показаться скучной и даже излишне затянутой. Но стоит лишь немного попытаться проследить за режиссерскими метафорами, как сразу фильм превращается в несколько часов завораживающего действия с потрясающим звуком и светом.
И невольно возникают ассоциации с Данте и его «Божественной комедией». «Апокалипсис сегодня» — это своеобразное путешествие по кругам вьетнамского ада. Это практически сюрреалистическая картина страданий, насилия и боли.
В композиционном плане фильм отличается изощренной конструкцией и представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных компонентов и приемов. И, что очень важно, Коппола добился ощутимого синергетического эффекта: свет, звук, спецэффекты не заслоняют собой основную суть фильма, а наоборот, усиливают общую идею картины и, при этом, не нарушая целостности восприятия.
Такой подход значительно помогает зрителю понять замысел автора — передать ощущение беспощадности и бессмысленности этой войны, как апофеоза человеческого безумия.