Воспоминания о младенчестве

Редко кто из нас может похвастаться связными воспоминаниями из периода младенчества. Вероятно, незначительные обрывки ярких мгновений есть, но подробности ежедневной жизни утеряны. Конечно, запомнить информацию мы могли, но вот связать фрагменты в непростые нейронные модели – трудно. А ведь именно эти модели и являются воспоминаниями. Да, малыши помнят факты: нужно говорить «пожалуйста», чтобы мама дала конфету. Но это «семантическая память». А до двух или даже четырёх лет дети лишены «эпизодической памяти», то есть деталей конкретных событий. Подобные воспоминания хранимы в отдельных частях поверхности или же «коры» головного мозга. Так, память о звуках обрабатывает слуховая кора, находящаяся в височных областях. Зрительной памятью управляет зрительная кора, расположенная в области затылка. Связывает это вместе «гиппокамп», в котором, как считают специалисты, и спрятана загадка специфической детской памяти. Эта область хранит память как нейронные связи между частями мозга: визуальные, звуковые и прочие воспоминания. Значит, дети двух-четырёхлетнего возраста не имеют развитого в должной мере гиппокампа.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.