Переход к синергетическому видению мира

Из года в год синергетика постепенно все более гуманитаризируется. Все чаще ее применяют в областях науки, направленных на изучение человека и человеческой культуры, стремящихся к разгадке тайн человеческого сознания и психики.

Благодаря имеющимся результатам в области синергетики устанавливаются все более прочные внутренние связи между гуманитарными и естественными науками, восточным и западным мировосприятиями, наукой и искусством.

Поскольку синергетика по своей природе междисциплинарна, то она выступает основой для междисциплинарного синтеза знаний. Это способствует формированию нового нетрадиционного восприятия окружающего и взгляда на мир. Формируется так называемое синергетическое видение мира.

И, как следствие, изменяется представление и о будущем. Будущее предстает открытым и неоднозначным. Оно преддетерминирует настоящее, оказывает свое влияние уже сейчас, в какой-то степени оно как бы уже существует в настоящем.

Постепенно приходит осознание того, что определенные законы ритма, которые свойственны и живой и не живой природе, законы циклической смены состояний от подъема к спаду и стагнации. И сложные системы способны динамично развиваться и поддерживать свою целостность только полностью подчиняясь этим режимам колебаний.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.