Роль человека в формировании сложных многокомпонентных систем

С возникновением теории самоорганизации сформировалось в научной среде и новое "нелинейное" мышление, которое исследует мир в совокупности сложных нелинейных, многокомпонентных, открытых систем. При определенных условиях в этих системах формируется кооперативное, упорядоченное движение, которое ведет к самоорганизации системы и образованию новых структур.

В сложно организованных системах человек приобретает иную особую значимость. Его функция заключается в установления порядка и устранении неопределенности системы.

По мнению Пригожина, особую роль в развитии социальной системы должна играть система человеческих ценностей. И, если структура мира представляет собой совокупность самоорганизующихся систем, а человек является важным компонентом такой системы, то его деятельность несет большое значение в процессе развития нестационарного мира.

В результате изучения человеческой психики как открытой нелинейной системы, подверженной воздействию колебаний информации из вне, которая способна влиять на подсознание, появилась возможность изменять и корректировать сознание человека. Все эти аспекты подталкивают по-новому взглянуть на отношения между людьми. Система же этих отношений непосредственно затрагивает формы организации жизни людей, включая также интересы определенных групп и классов.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.