Уже не ново, что в последнее время открытия синергетики применяются не только к сфере физико-математических знаний, но и к развитию культуры. Также уже имеются значительные результаты в сфере так называемой «социальной синергетики». Однако, что касается изучения такого феномена, как личность, то практически никаких определенных выводов еще не сделано.
Такой «застой» связан, несомненно, с существующей на сегодняшний день неопределенностью в трактовке сути понятия «личность». Сущность данного понятия определяется зачастую в зависимости от частного угла зрения отдельных отраслей науки (то юридическая, то психологическая, то социологическая) либо же исходя из этимологии слова «личность».
С точки зрения синергетики, биография личности – это тоже процесс самоорганизации, направляемый педагогами и воспитателями. Важную роль в выборе истинных ценностей при формировании личности у подростков играет свобода данного выбора, что достигается при условии, что влияние учителя будет проявляться с помощью межсубъектного диалога, не нарушая самоорганизационной доминанты.
Оказалось, что в процессе становления личности прошлое не предопределяет настоящее. Его определяет так называемая на языке синергетики сила «притяжения» настоящего будущим, идеалом, мечтой о будущем. Однако процесс формирования личности не заканчивается лишь подростковым возрастом, он продолжается всю последующую жизнь. Это обуславливается тем, что каждый шаг в процессе жизнедеятельности связан с выбором одного действия или поступка, принятия одного решения из нескольких возможных.