Илья Романович Пригожин

Илья Пригожин (1917 – 2003) - бельгийский и американский физик и химик с российскими корнями, лауреат Нобелевской премии по химии, виконт Бельгии.
Пригожин первым описал статистическую термодинамику необратимых процессов, а также ее применение в таких отраслях науки как химия и биология. В 1977 году за данные исследования был удостоен Нобелевской премии.

Большая часть его работ посвящена статистической механике необратимых процессов и неравновесной термодинамике. Одним из главных достижений является доказательство существования неравновесных термодинамических систем, которые при определённых условиях, могут совершать качественный скачок к усложнению. Данные системы впоследствии были названы его именем. В 1967 г. Возглавил Центр статистической механики и термодинамики Ильи Пригожина, основанный им при Техасском университете в Остине.

После того как термин «синергетика» стали распространять и на теорию Пригожина, его, наряду с Хакеном, стали называть основоположником синергетики. Сам же Пригожин дистанцируется от этого термина.

Работы Пригожина вызывают интерес у многих ученых, не только физиков и химиков, но и математиков, биологов, филологов, историков.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.