Герман Хакен

Хакен Герман (р. 1927) - немецкий физик-теоретик, основоположник синергетики. Изучал математику и физику в университетах Галле и Эрлангена. Имеет степени доктора естественных наук и доктора философии. В конце60-х годов ХХ века, на основе исследований лазерных излучений, предложил междисциплинарную концепцию самоорганизации, которую назвал "синергетикой".

Хакен впервые данный термин ввел в 1969 в своих лекциях в университете Штутгарта, являясь профессором теоретической физики. Термин прижился очень быстро. Им обозначают междисциплинарное направление исследований в науке процессов самоорганизации различных систем.

Сам Г. Хакен дал синергетике следующее определение: «… В ней исследуется совместное действие многих подсистем, в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование». Постепенно этот термин стали применять по отношению и к теории Пригожина.

К настоящему времени Хакен опубликовал уже 69 томов шпрингеровской серии книг по синергетике. С 1997 является главой Центра синергетики при Институте теоретической физики университета Штутгарта, также параллельно проводит исследования в Центре по изучению сложных систем при университете Флориды.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.