Людвиг фон Берталанфи

Карл Людвиг фон Берталанфи (1901-1972) - австрийский, впоследствии также американский и канадский биолог-теоретик и натурфилософ. Один и основоположников обобщенной системной концепции, которая носит название «Общая теория систем». Ему принадлежит идея описания общих принципов устройства и поведения систем, независимо от природы происхождения системообразующих элементов.

Исследуя биологические объекты как организованные динамические системы, Берталанфи дал развернутый анализ происхождения и развития организмических теорий о целостности организма и, уже на основе этих теорий, формирования системных концепций в биологии.

Метод анализа открытых систем, построенных на принципе эквифинальности (система достигает одного и того же конечного состояния не зависимо от начальных условий), предложенный Берталанфи, позволил широко использовать в биологии идеи физической химии, кибернетики, термодинамики. Также его идеи нашли применение в некоторых прикладных дисциплинах, таких как медицина и психиатрия.

В 1954 Берталанфи стал одним из организаторов "Общества по исследованиям в области общей теории систем", а позже редактором ежегодника “General Systems”.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.