Синергетический подход в творчестве Вагнера

В синергетике одним из существенных признаков самоорганизованой системы считается "синхронность", когда в структурных изменениях многопараметрической системы происходит подчинение какому-либо одному из параметров.

Для искусства же, как трактует сама синергетика, присуще стремление к преодолению монотонии, которая, в свою очередь, является сущностным признаком синхронного воздействия. Таким образом, несколько выводов синергетического подхода к искусству вступают в конфликт друг с другом. В истории самого искусства этот конфликт нашел своё отражение. Это заметно при сопоставительном анализе принципов синтеза музыки, используемом в своем творчестве Вагнером.

Вагнер предложил объединить вновь музыку, жест и слово, стремясь вернуть искусство к целостному состоянию Античности. Особенно это стремление прослеживается в последних его композициях, и прежде всего, в трилогии "Кольцо Нибелунгов", где Вагнер помимо самой музыки изменил приемы сценического действия и сценографии, условия предъявления слова.

Все эти разнородные средства представляют собой своеобразную слухозрительную полифонию, в которой присуще скорее временное согласование всех параметров, а не синхронность как ее трактует синергетика, так как сам "принцип подчинения" не приемлем в слухозрительной полифонии. Но, следует отметить, что это временное согласование происходит характерно синергетике - если подчинение и наблюдается, то это скорее подчинение единому художественному замыслу.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.