В синергетике одним из существенных признаков самоорганизованой системы считается «синхронность», когда в структурных изменениях многопараметрической системы происходит подчинение какому-либо одному из параметров.
Для искусства же, как трактует сама синергетика, присуще стремление к преодолению монотонии, которая, в свою очередь, является сущностным признаком синхронного воздействия. Таким образом, несколько выводов синергетического подхода к искусству вступают в конфликт друг с другом. В истории самого искусства этот конфликт нашел своё отражение. Это заметно при сопоставительном анализе принципов синтеза музыки, используемом в своем творчестве Вагнером.
Вагнер предложил объединить вновь музыку, жест и слово, стремясь вернуть искусство к целостному состоянию Античности. Особенно это стремление прослеживается в последних его композициях, и прежде всего, в трилогии «Кольцо Нибелунгов», где Вагнер помимо самой музыки изменил приемы сценического действия и сценографии, условия предъявления слова.
Все эти разнородные средства представляют собой своеобразную слухозрительную полифонию, в которой присуще скорее временное согласование всех параметров, а не синхронность как ее трактует синергетика, так как сам «принцип подчинения» не приемлем в слухозрительной полифонии. Но, следует отметить, что это временное согласование происходит характерно синергетике — если подчинение и наблюдается, то это скорее подчинение единому художественному замыслу.