Сегодня мировая наука стремиться к социосинергетике. Синергетика как бы приобретает человеческое лицо. Наблюдается тенденция движения к синергетике, имеющей подход к пониманию сути человека во всех ее проявлениях, к раскрытию тайн человеческого творчества, культуры, образования, коммуникации, внедрения человека в социальную и культурную среду. Самоорганизационная парадигма влечет за собой принципиально иной диалог человека с самим собой, с природой и другими людьми.
Сегодня все больший вес набирает и синергетический подход к образованию. Процесс обучения и способ взаимодействия обучаемого и учителя – это не процесс просвещения или перекладывания знаний из одной головы в другую. Скорее это процесс открытого диалога между сторонами, прямой и обратной связи, процесс пробуждения собственных способностей обучающегося и вдохновение его на один из собственных путей развития.
Синергетика подсказывает нам о необходимости изменить свое отношение к устоявшимся взглядам на развитие науки и культуры. Синергетическое видение культуры стирает четкие пространственные и временные различия. Но влияние классической науки велико и ее предрассудки все еще живут в современном человеке. Человек не может резко забыть опыт прошлых знаний.
Синергетический взгляд на науку связан со своеобразными кооперативными эффектами в науке, которые возникают по общему согласию как эффекты свободного выбора для каждого. Однако они приводят к так называемому порабощению ученого-исследователя, когда парадигмальные знания и коллективные патеры мышления становятся «параметрами порядка». Особенно это касается молодых ученных, только начинающих свою научную деятельность.