Влияние синергетики на культуру

Сегодня мировая наука стремиться к социосинергетике. Синергетика как бы приобретает человеческое лицо. Наблюдается тенденция движения к синергетике, имеющей подход к пониманию сути человека во всех ее проявлениях, к раскрытию тайн человеческого творчества, культуры, образования, коммуникации, внедрения человека в социальную и культурную среду. Самоорганизационная парадигма влечет за собой принципиально иной диалог человека с самим собой, с природой и другими людьми.

Сегодня все больший вес набирает и синергетический подход к образованию. Процесс обучения и способ взаимодействия обучаемого и учителя – это не процесс просвещения или перекладывания знаний из одной головы в другую. Скорее это процесс открытого диалога между сторонами, прямой и обратной связи, процесс пробуждения собственных способностей обучающегося и вдохновение его на один из собственных путей развития.

Синергетика подсказывает нам о необходимости изменить свое отношение к устоявшимся взглядам на развитие науки и культуры. Синергетическое видение культуры стирает четкие пространственные и временные различия. Но влияние классической науки велико и ее предрассудки все еще живут в современном человеке. Человек не может резко забыть опыт прошлых знаний.

Синергетический взгляд на науку связан со своеобразными кооперативными эффектами в науке, которые возникают по общему согласию как эффекты свободного выбора для каждого. Однако они приводят к так называемому порабощению ученого-исследователя, когда парадигмальные знания и коллективные патеры мышления становятся «параметрами порядка». Особенно это касается молодых ученных, только начинающих свою научную деятельность.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.