Дата: 6-07-2010 | Просмотров: 1714 подробнее

Математическая складовая синергетики

С появлением синергетики стало очевидным, что эволюцию мирового сообщества можно исследовать только при условии, рассматривать все человечество как единую саморазвивающуюся и самоорганизующуюся сложную систему. Синергетика предлагает свои методы изучения глобальных процессов развития человечества и определения объективных законов эволюции.

Выделение параметров порядка, т.е. определение главных переменных, которые характеризуют исследуемые процессы и подчиняют себе остальные переменные, - это один из главных методов синергетики.

В глобальной мировой системе основными параметрами порядка экономического и социального развития общества есть мировая численность населения и уровень технологического развития . Последний показатель принято измерять или в усредненном избыточном продукте на душу населения или в мировом ВВП.

В качестве примера глубокого исследования глобальных процессов в развитии человечества может выступать математическая теория С.П. Капицы. Опираясь на синергетические методы, он выделил главный параметр порядка, а затем проследил, как он эволюционировал. Параметром порядка была взята общая численность населения Земли . Это ведущая переменная, которой подчиняются остальные переменные. Оставшиеся параметры в данной модели усредняются и учитываются в процессе общего взаимодействия.

Основные выводы теории С.П. Капицы гласят: человеческое общество с момента своего зарождения уже было информационным обществом, что способствовало необычному развитию человеческой популяции; благодаря накоплению информации весь процесс развития человечества протекал в социальной сфере; основным движущим моментом социально-экономической эволюции стал обмен знаниями, информацией и технологиями.


Дата: 5-07-2010 | Просмотров: 1674 подробнее

На пути постижения тайн биологической самоорганизации

На сегодняшний день синергетика как теория самоорганизации зарекомендовала себя не только активно стремящейся к универсальному разъяснению многих химических и физических процессов. Эта изначально естественнонаучная дисциплина преодолела ограничительные рамки физики и химии и обратила свое внимание также на область биологии, начиная с молекулярной биологии, биофизики клетки и сложных систем до клеточной морфологии, медицины и экологии. И вот здесь она столкнулась с трудностями, вызванными повышенной сложностью исследуемых объектов – живых систем.

Причина возникновения трудностей кроется в том, что при исследованиях в области естественных наук синергетика описывала каждое явление в рамках отдельной соответствующей теории и основная задача заключалась в обнаружении аналогии между описываемыми явлениями, синтезировать полученные знания и объяснить их единым синергетическим языком.

Что касается биологических систем и их самоорганизации, то в данном случае провести какие-либо простые аналогии между биологическими и физическими явлениями можно. Однако в биологических системах все процессы самоорганизации неразрывно связаны с тенденцией самоусложнения данных систем путем возникновения новых элементов.

Все это обусловлено несколькими причинами: отсутствие разработанных теорий узкой специализации, принципиально новый тип самоорганизации связанный с самоусложнением живых систем. Ведь, в сущности, биологическая самоорганизация представляет собой форму существования живых систем, их возникновения, развития и размножения.

Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.