От мира вымышленного к миру реальному

Сургутский ученый выпускает первый том «Третьей парадигмы», которая открывает подход в познании общества и природы.
А ведь каждый из нас задумывался неоднократно о смысле жизни (особо в молодые годы), об устройстве нашего мира, и размышлял над вопросами типа: почему же мир устроен именно так, не по-другому? И с годами острота вопросов существенно утихает, однако есть таки люди, организации, которые на эти вопросы ищут ответы, и делают они это целью жизни. Такой структурой в американском обществе является научно-исследовательский институт Санта-Фе, возглавляемый лауреатом нобелевки Мюррей Гилл-Манном, Дж. Коуэном.
Обсуждение проблем SFI публично произвел в РФ Д.С.Чернавский в обращении «Что же такое Санта-Фе, нужен ли нам аналогичный институт».
На все вопросы даются ответы в «Третьей парадигме». Выполнено все это в рамках познаний степени определенности, неопределенности, а также в попытках ответов на вопросы с позиции синергетической парадигмы.
Монография доказывает, наука переходит к изучениям тонких механизмов в поведении сложных систем. К числу систем относят медико-биологические, социальные, политические, экосистемы, для которых применим термин «гомеостаз» в расширенном смысле.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.