Дата: 23-10-2010 | Просмотров: 2104 подробнее

Синергетика

Мировидение современного мира отличается противоречивостью и разнообразием. Современные взгляды сейчас направляются то в сторону философских, религиозных и мифологических представлений, а то в сторону мифологических или естественнонаучных и обыденных картин мира. Феноменологические и реальные, экзистенциальные и интуитивные, системные и спонтанные описания мира в различных вариантах предоставляют людям и религия, и наука, и культура, и искусство, и философия и невежество.
Дата: 15-10-2010 | Просмотров: 2587 подробнее

Потребление ресурсов и мировой экономический порядок

Взгляды многих экспертов на вопрос существования человечества зачастую оказываются довольно близкими или практически совпадают. Многие из них самой глобальной считают проблему несправедливости в потреблении ресурсов Земли.
Бесполезно искать, каким образом решить эти проблемы, если не изучать их в довольно широком ракурсе и с точки зрения таких проблем, как бедность значительной части населения и неравенство социального положения, как в отдельной стране, так и между различными государствами.
Дата: 5-10-2010 | Просмотров: 2190 подробнее

Магия собственного ума

Рассмотрим проблему определения будущего посредством собственного воображения на простом примере использования якобы магических талисманов. Существует давняя притча о талисмане в виде лапки обезьяны, который выполняет любые желания, но только так, как это должно произойти в его представлении. Владелец талисмана попросил у него крупную сумму денег, не добавляя больше ничего к сказанному. Деньги, конечно, были получены, но взамен этого погиб близкий человек, а денежная сумма послужила компенсацией. Трудно сказать, кто в этом виноват.

Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.