Дата: 5-05-2011 | Просмотров: 4776 подробнее

Роль и место синергетики в современной науке

Междисциплинарное направление названое «синергетика» вызвало бурный интерес. Герман Хакен является создателем синергетического направления. По Хакену синергетика изучает системы, состоящие из большого (огромного) числа частей, компонентов или подсистем, которые сложенным образом между собой взаимодействуют. Слово «синергетика» обозначает «совместное действие», подчеркивает согласованное взаимодействие частей. Более конкретное определение синергетики требует уточнения.
Дата: 25-04-2011 | Просмотров: 3786 подробнее

Предмет, методы и школы синергетики

Область проводимых исследований синергетики достаточно четко не очерчена, ее интересы лежат во всех отраслях естествознания. Общий признак - рассмотрение динамики каких-либо необратимых процессов и динамика возникновения принципиальных новаций.

Дата: 13-04-2011 | Просмотров: 2125 подробнее

Императивы современного развития. Коэволюция, а не силовая политика

Мир, в котором мы живем, открытый и нелинейный. Он креативен на всех уровнях организации и наполнен множеством тайн. Синергетика раскрывает законы, которые лежат в основе таких эмерджентных явлений, а также законы возникновения новых форм, структур, паттернов и организационных целостностей. В нашем нелинейном мире будущее – неопределенно и множественно.

Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.