О синергетике

О синергетике написано немало книг, в них сделана попытка обобщения главных закономерностей сложных систем, выявленных в естественных науках, попытка применения их для анализа развития. Смысл здесь в осмыслении принципов синергетики.
Синергетика в основном изучает системы, которые состоят из значительного объема взаимодействующих частиц («частицы» - в обобщающем смысле, так же как и «объекты», «индивиды» и «субъекты рынка» или пр.). Основы науки заложены применительно к химии профессором брюсселльского университета Пригожиным, награжденным за результаты в этой области Нобелевской премией. Именно Пригожин и назвал науку синергетику наукой о самоорганизации, наукой о сложном. Чуть позднее немецкий физик Хакен успешно применяет все те принципы к исследованию явления в квантовых генераторах, он и предложил используемое ныне название «синергетика». Наука синергетика появилась таки не сразу, а именно не в силу некоего озарения. С ХХ в. стало быстро расти осознание, что окружающий мир уже не может быть описанным законами классической механики. А люди в практической своей деятельности сталкивались с явлением, которое не могло быть описанным в рамках известных теорий, построенных именно для детерминированной системы. Так и рождается синергетика.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.