Роль синергетики для различных областей наук

В последние время можно наблюдать стремительное повышение интереса к такому междисциплинарному направлению, как "синергетика". По данной тематике написаны сотни статей, издаются учебники и солидные монографии, проводятся многочисленные международные конференции.

Область применения синергетики, которую в большинстве случаев трактуют весьма произвольно и обобщенно, охватила различные области науки. Такая широкая популярность синергетики привела к использованию ставший уже модным термин в самых различных контекстах: синергетический подход к проблемам национальной безопасности, синергетические начала образования и т.д.

Само слово "синергетика" трактуется как "совместное действие", делая акцент на согласованность функционирования составляющих частей, которая отражается в поведении системы как целостного механизма.

Системы, изучаемые синергетикой, различаются по своей природе и содержанию. Также они являются предметом изучения различными науками, такими как физика, химия, математика, экономика, биология, лингвистика, социология и др. При этом каждая из наук проводит исследования своих систем только ей присущими, методами. Выводы формулирует также на "своем" языке. Зачастую это приводит к тому, что достижения одной науки не понятны представителям других наук.

Синергетика, в отличие от привычных сфер науки, изучая системы любой природы способна описывать их развитие и становление на интернациональном языке. Это позволяет синергетике делать достижения одной области науки доступными пониманию представителей других, иногда, весьма далеких от нее областей науки.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.