Синергетика и позитивная эвристика

Синергетика - это своеобразная современная мудрость управления посредством советов и рекомендаций, или даже самоуправления. Синергетическое учение призывает к подражанию природе в разрешении конфликтных ситуаций, в постепенном переходе от этапа к этапу в процессе развития, в притирании частей к целому. Синергетика помогает выявить эволюционные, исторические задатки мудрости в каждом из нас.

Сегодня, когда становятся очевидными положительные результаты синергетических исследований можно уже говорить о синергетике как о позитивной эвристике. Синергетика имеет прочную сердцевину учения, которая отражается в определенных и научно описанных механизмах эволюции сложных систем. Частично выводы доказаны в форме математических теорем.

Открытия синергетики несут и большое философское значение. Эти открытия позволяют возводить мост между синергетикой, берущей начало в естествознании, и гуманитарными науками как социология, экономика, демография.

Благодаря своему междисциплинарному характеру, синергетика дает новые возможности для диалога между гуманитариями и естествоиспытателями. Также синергетика способствует и синтезу гуманитарных и естественных наук, делает шаги, ведущие к универсальному знанию.
Синергетика не стремится научить нас быть мудрыми, она сама собой являет нам мудрость.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.