ПРИНЦИПЫ СИНЕРГЕТИКИ

Гомеостатичность. Гомеостаз – поддержание программы по функционированию системы в определенных рамках, позволяющих следовать к цели. Согласно Винеру любая система телеологична – с целью существования. От цели-эталона (реальной и воображаемой) система получит корректирующие сигналы, которые позволят ей не сбиваться с курса. Такая корректировка осуществляется благодаря отрицательным обратным связям (часть сигнала с выхода подается на вход, имея обратный знак), подавляющим отклонение в программе поведений, возникшее под внешним воздействием среды. Так ведут себя живые системы. Этот принцип объединил идеи кибернетики, синергетики, системного анализа.
Иерархичность. Мир иерархизован по признакам: по масштабам длин, энергий, времен. А значит, базовые структуры всей Вселенной принимают не всевозможные значения энергий, а с относительным шагом приблизительно в 100 раз, от кварков и до живых организмов (лестница Вайскопфа).
Смысл иерархии – составная природа некоторых вышестоящих уровней в отношении к нижестоящим. Что для низших уровней – порядок, то для высшего – бесструктурный хаос, строительный материал. Космос структуры предыдущей служит Хаосом для последующей. Нуклон образован кварком, ядро – нуклонами, а атомы – ядрами, электронами, и соответственно, молекулы – атомами, а общество – людьми. Или слова, фразы и тексты; мнения, взгляды и идеологии, парадигмы.
Пять принципов в Становлении: нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность, наблюдаемость.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.