Многообразие функций синергетики в культуре

А в рамках освоения картин мира происходит знакомство с понятием синергетики, с ее возможностями. И, как правило, оно происходит на простом языке, слабо формализованном и зачастую метафорическом, но популярном уровне. Обращение к наглядности, здравому смыслу, к аналогии, к эстетическому чувству, доверию авторитету творца новой парадигмы. Так и укореняется наука обыденного сознания в популярных изданиях, так выглядят и вводные главы книги Хакена и Пригожина. Это для пытливого ума радость встречи с взглядом на мир, который окружает нас. Это мастерски, зажигательно передавал аудитории Курдюмов.
Важно и то, что понимание реальности часто скрыто, растворено в повседневности встречи со сложностью мира, мира изменчивого "здесь и сейчас", это вновь наполняет очарованием тайны жизнь, ключи от нее теперь доступны любому. Именно этим и можно объяснить интерес к синергетике широкой аудитории, и доступность принципов ее домохозяйкам и академикам. С этим связана возможность преподавания синергетики школьникам, искушенным профессионалам. И для любого можно найти горизонт понимания и формализации, приложений. Помимо этого, принцип синергетики справедлив в естественных, в гуманитарных науках, потому есть и надежда, что будет получен ключ решения проблемы 2 культур.
Согласно Пригожину и Стенгерс, пафос мировидения, рождающегося на глазах, - это призыв к "диалогу человека с окружающей природой", понимаемого лишь целостно, эволюционно. В картине мира мы должны думать не о выживании, но осознать роль и ответственность в сотворчестве с природой.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.