Синергетика как наука о самоорганизации

Впервые термин «синергетика» был использован английским физиологом Шеррингтоном в XIX в его научных исследованиях, касающихся управления мышечными системами со стороны спинного мозга. Данный термин происходит от греческого "синергена" - содействие, сотрудничество.

Но лишь в конце 60-х годов ХХ века термин «синергетика» получил свое широкое распространение благодаря немецкому физику Герману Хакену, который применил его по отношению к новой научной дисциплине. Г.Хакена считают основоположником учения. Также свой весомый вклад в развитие синергетики принесли работы по неравновесной термодинамике бельгийского физика и химика И. Пригожина и отечественных ученых А.М. Жаботинского и Б.П. Белоусова о колебательных химических реакциях.

Синергетика – это учение о взаимодействии элементов внутри сложных систем. Она занимается исследованием систем, включающих в себя множество компонентов и частей, которые сложным образом взаимодействуют между собой. Данный термин делает акцент на роль коллективных процессов, совместное действие многих подсистем сложной системы в процессе самоорганизации.

В настоящее время синергетика перестала быть сугубо физико-математической дисциплиной. Она достигла значительных успехов в объяснении динамики развития и функционирования различных систем физических, биологических, экономических, химических, социально-политических и других областей знания.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.