Роль и место синергетики в современной науке

Системы, которые изучает синергетика, имеют различную природу и содержательно изучаются специальными науками, например, химией, физикой, экономикой, нейрофизиологией, социологией и так далее.
Каждая отдельно взятая наука исследует и изучает только «свои» системы. Использует «свои» методы, а результаты формирует на «своем» языке. Поэтому достижение одной науки не всегда понятны представителям других наук.
В отличие от точных наук синергетика изучает общие закономерности развития систем. Она описывает их эволюцию на интернациональном языке.
Следует подчеркнуть, синергетика не является пограничной наукой типа математической биологии или физической химии, которые возникают на стыке двух наук. Синергетика играет роль мета науки, она изучает общие закономерности и зависимости, которые науки считают «своими». Синергетику можно считать преемницей и продолжательницей многих разделов естествознания. Многие науки занимались и продолжают заниматься изучением систем, которые состоят из многих частей и взаимодействуют между собой тем или иным образом.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.