Предмет, методы и школы синергетики

Возникли и развились несколько школ, где прогрессирует синергетический подход.
Например, школа квантовой механики, нелинейной оптики и статистической физики Г. Хакена, который с 1960 года - профессор Института теоретической физики (Штутгарт).
В 1973 году Хакен собрал ряд учёных-исследователей вокруг шпрингеровской серии трудов по синергетике, на сегодня в рамках этой серии вышли 69 томов с огромным набором теоретических, научно-популярных и прикладных работ, основа которых - методология синергетики.
Брюссельская школа Ильи Пригожина, математико-физическая и физико-химическая (1947 г.). В русле этой школы формулировались первые теоремы, велись разработки математической теории поведения диссипативных структур (термин придуманный Пригожиным), оглашались мировоззренческие основания так называемой теории самоорганизации, являющейся парадигмой универсального эволюционизма. Разработанную в ее пределах методологию эта школа называет «теорией диссипативных структур», еще «неравновесной термодинамикой».
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.