Что является предметом синергетики?

Иногда науку синергетику называют неравновесной термодинамикой. Предметом изучения синергетики или неравновесной термодинамики являются различные нелинейные процессы, которые происходят в разных средах, например, в социумных, химических, биологических и физических. Причём все эти процессы, следует отметить, очень далеки от истинного равновесия. Синергетическая наука стремится описать, а также изучает (и математически тоже) всего лишь некоторый довольно специфический класс тех или иных явлений, которые могут существовать в перечисленных, а также и в других средах, именно в те самые моменты, когда эти явления находятся в неустойчивых, нелинейных состояниях. До тех пор, пока некоторый процесс в любой из сред (химической, физической или какой-либо другой) будет протекать в соответствии со специфическими закономерностями данной среды, все явления, которые имеют место быть в данной среде, могут быть вполне адекватно описаны в рамках соответственных специальных дисциплин, например, таких как: астрономия, физика, биология, химия и др. Однако, если процесс теряет равновесие, например, при сильном внешнем притоке энергии, то в нём, то есть в данном процессе могут возникать такие эффекты, которые не будут связаны с его природой, например, химической, физической, биологической и т.д.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.