Гомеостатичность синергетики

Гомеостаз в синергетике представляет собой определённое явление поддержания программы функционирования системы в определённых границах или рамках (можно сказать по-разному), которые позволяют системе идти к поставленной цели. По С.Винеру, любая система теологична. Другими словами, всякая система имеет цель своего существования.

Причём от цели-идеала-эталона, которая может быть либо реальной, либо выдуманной, система может получать специальные корректирующие сигналы, которые помогают ей поддерживать верное направление. Такая корректировка может производиться за счёт отрицательных обратных связей, при которой часть сигнала выхода передаётся на выход с обратным знаком. Эти отрицательные обратные связи подавляют всякое отклонение в программе поведения, которое появляется в результате воздействия внешней среды. Программу-цель поведения системы в состоянии гомеостаза в синергетике принято называть притягиватель или аттрактор. Эти аттракторы могут существовать исключительно в открытых диссипативных системах. Подобный принцип объединяет воедино очень большое количество идей кибернетики, синергетики, а также и системного анализа.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.