Возникновение синергетической парадигмы

В 70-х г.г. ХХ столетия появилось совершенно новое направление в развитии науки. Это была синергетика. Данное направление подняло системное видение мира на совершенно новый уровень. Так и возник динамический подход к структурированным целостностям. Основателем синергетики был Г. Хакен, который данную науку рассматривал в качестве междисциплинарной области прямого исследования всех кооперативных процессов самоорганизации в разных системах природы. Другой подход, но тоже к явлению самоорганизации рассматривает и изучает брюссельская школа под руководством И.Пригожина.

Общую теорию систем (ОТС) рассматривают как одну из сфер великого истинного знания, которая подготовила проблематику самоорганизации. Всякие объекты ОТС и синергетики были и будут в дальнейшем системными. Только такой подход как используемая методика привёл к образованию метатеории.

Что касается самой науки синергетики, то здесь речь идёт о процессе структурирования, а не о системах. Главным ядром тут является самоорганизация, которая и подвергается изучению.

Из этого можно сделать вывод, что сейчас осуществился переход от статики к динамике. Статус и место синергетики пока ещё до сих пор не определены чётко, точно так же, как и с ОТС. Г.Хакен в синергетике видел универсальный и формальный язык, позволяющий описывать разнообразные процессы самоорганизации. Синергетика является преемницей отдельных моментов ОТС.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.