Магия собственного ума

Рассмотрим проблему определения будущего посредством собственного воображения на простом примере использования якобы магических талисманов. Существует давняя притча о талисмане в виде лапки обезьяны, который выполняет любые желания, но только так, как это должно произойти в его представлении. Владелец талисмана попросил у него крупную сумму денег, не добавляя больше ничего к сказанному. Деньги, конечно, были получены, но взамен этого погиб близкий человек, а денежная сумма послужила компенсацией. Трудно сказать, кто в этом виноват. Можно обвинить талисман и магические силы, которые управляли им, можно просто выбросить лапку и больше никогда не общаться ни с чем подобным. Но можно ведь и задуматься, не так ли происходит с нами постоянно на самом деле?

Взрослый человек может решить, что проблема возникла из-за отсутствия умных людей, компетентных экспертов, которые сумели бы предупредить о вероятной компенсации за полученные блага. Возможно, такой человек даст совет не выбрасывать талисман, предполагая возможность возникновения ситуации, в которой не обойтись без ее помощи. Также причину неприятностей можно увидеть в недальновидности и неграмотности человека, обратившегося за помощью к талисману, который не подумал о возможном зле.

Психолог будет исследовать не осуществление желания и его непредвиденные последствия, а непосредственно процесс принятия решения и систему ценностей человека, который принимал эти решения.

Не задумываться о предстоящих неприятностях и проблемах достаточно удобно, но довольно небезопасно. В использовании магических сил системы собственной самоорганизации кроются огромные возможности для воплощения желаний, материализации мышления и многих, вытекающих отсюда аспектов. Изучая проблемы синергетики, человечество вплотную приближается к решению этих проблем и перед ним открываются широкие перспективы развития в полном взаимодействии умственных и физических форм развития.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.