Некоторые особенности синергетики

Синергетика объясняет сложный процесс самоорганизации в сложных системах. Прежде всего, эта система должна всегда оставаться открытой. В соответствии с законами термодинамики, закрытая система в конечном итоге должна приблизиться к состоянию максимальной энтропией и прекратить абсолютно любые эволюции. В противовес закрытой, открытая система от точки термодинамического равновесия должна быть достаточно далека. Однако в точке равновесия сложная система может сколько угодно обладать максимальной энтропией и тем самым не способна к какой-либо самоорганизации. В близком к равновесию положении, без необходимого притока энергии, со временем любая система более приближается к равновесию, после чего перестает изменять своё общее состояние. Фундаментальным принципом самоорганизации считается возникновение нового порядка, а также усложнение систем через случайные отклонения их подсистем и элементов. Подобные отклонения обычно подавляются во всех

стабильных и динамически адаптивных системах только за счёт отрицательных обратных связей, которые обеспечивают сохранение структуры общего состояния системы. В более сложных открытых системах, они со временем возрастают, накапливаются, а затем вызывают эффект коллективного поведения элементов, что в конце концов, приводит к расшатыванию прежнего порядка. Это происходит благодаря притоку энергии, а также усилению неравновесия. Самоорганизация, которая имеет свой исход образования, может произойти лишь в системах достаточного уровня сложности, через этап хаоса нового порядка или совершенно новых структур. В другом случае, все эффекты от синергетического взаимодействия будут считаться недостаточными для того чтобы появилось коллективное поведения элементов системы. Этап самоорганизации наступит только в том случае, если над отрицательными обратными связями будут преобладать положительные, действующие в открытой системе.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.