Синергетика и восточная мудрость

Современная наука, синергетика, которая стала особенно популярной в последние годы, совпадает по многим параметрам с учениями Востока. Ключевое понятие синергетики известное как «самоорганизация» присуще и восточной мудрости. Мудрецы истину оберегали самым тщательным образом, они избегали приписывать природе ей не свойственное.

Главным стремлением в восточных учениях является стремление познать Бытие, опираясь на само Бытие. Теперь ту же задачу ставит перед собой и наука. Поэтому совпадение неизбежно. Новое видение мира, которое вырисовывается, объемно, все его точки, резонируют, и при этом каждая отражает целое. Такое видение совпадает с тем, что являлось мудрецам.

Если взять любой из компонентов этой сложноорганизованной системы, то станет очевидно, что “одно во всем, и все в одном”. Все имеет свое вселенское назначение и внутреннюю форму, все взаимообусловлено, равнозначно и ничем нельзя пожертвовать или пренебречь. Внутренняя форма является условием целого, придавая каждому явлению характер единого целого. А у Целого свои законы: способность к самоорганизации, открытость, нелинейность, не схожесть одного целого с другим.

Способность и стремление к самоорганизации свидетельствует в очередной раз о мудрости Природы, и о том, что каждое явление стремиться к своему завершению, т.е. к реализации свей сущности и к Благу.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.