Связь синергетики и мировосприятия Востока

По представлениям древних китайцев в основе духа, а также и материи лежит постоянно видоизменяющаяся и принимающая различные формы энергия. Вселенская энергия – «ци», которая, то сгущается, то разрежается и переходит в чистую энергию. Согласно нашим понятиям, это божественная энергия. Она вечна, светоносна, положительна и подчиняется своим законам.

Однако в процессе неправедной жизни человека она теряет свое равновесие, мрачнеет. И здесь уже начинает преобладать какой-то один из двух видов энергии - ян-ци, несущее свет, тепло стремление к движению, или же инь-ци, знаменующее темноту, холод и стремление к покою. Картина потрясений XX века свидетельствуют о преобладании огненной стихии, вышедшей из-под контроля Разума.

Однако наука не стоит на месте, тем более она не может игнорировать вызов действительности и не стремиться найти выход из тупиковой ситуации. Так на помощь исследователям пришла синергетика, которая принципиально отличается от классической науки, которая опирается на волю человека и его представления. Синергетика же опирается на волю Вселенной.

Благодаря ей наука выходит на позицию, которую на буддийском Востоке называют Срединным Путем, т.е. не расходится с устоявшимся порядком и небесным ритмом, не отклоняется ни вправо, ни влево, т.к. крайности приводят к самопогибели. Она не стремится уничтожить прошлое ради созидания будущего, так как разрушение прошлого, значит, разрушение будущего.

Синергетика следует Пути мирового становления, сохраняя прошлое ради созидания будущего. Поскольку, как учит восточная философия, строить можно, лишь при наличии Основы.

И то, что Лаодзы призывал следовать закону Естественности: беря природу за образец, а не навязывая природе своего, учиться у природы, а не поучать ее, в синергетике нам известно как закон самоорганизации.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.