Эпидемия одиночества

«Когда успел окончиться май?» - подумалось с утра. При том не впервые. Открываю ежедневник, и могу определить, куда именно: свадьбы знакомых и выходные за городом, а также продолжительные обеды с лучшими друзьями, несколько встреч с приятелями. Многовато, честно говоря. Сейчас, когда смотрю на пустые июньские страницы, понимаю, хочу целый месяц уединения, минимум – недельку. Без разных звонков и электронной переписки, без приглашений на обед и выпить.
Вероятно, недавно я так не думала. Свадьбы оказались потрясающими, а время с друзьями не потрачено зря. Я должна быть очень благодарна, что в жизни моей есть такие близкие люди. Ведь по исследованиям одной организации, Великобритания находится в самом разгаре так называемой эпидемии одиночества.
Так, один из десяти британцев — старых, молодых, мужчин, женщин, бедных, богатых - признается, чувствует себя несколько одиноким. А в то время 50% убеждены, что люди в принципе становятся более одинокими. Статистика им вторит, в периоде 1972 - 2008 количество людей, живущих в Великобритании в одиночестве, удвоилось. Что же говорить за наше время? В приведенном отчете названы различные причины, упадок общества в том числе — люди стремятся подальше жить от родных, а также возрастает доля их рабочего времени.
Возрастающая тревога касаемо глобального одиночества — это тема не новая, она не ограничивается одной лишь Великобританией. В 1950 американские социологи написали «Одинокую толпу» (прекрасное название) – это анализ менталитета в послевоенное время. Авторы утверждали, новообразованный класс середняков не исповедовал традиционные ценности. А именно повиновение закону и общественное сознание, а также ориентацию на семью, религию. Сознание людей направлено было «вне», потому возросла зависимость от мнений других.
Статьи

Анализ произведения Баха с позиций синергетики

Поскольку предметом изучения для синергетики являются система, относящаяся к любой из традиционных областей наук, то и исследования художественных и музыкальных произведений не остаются без внимания.

Определенный интерес вызывают произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, фуга си-бемоль мажор, входящая в первый том цикла произведений «Хорошо темперированный клавир», сочетает в себе две различные системы: тональную и модальную. Такое сочетание обычно приводит к диссонансу.

Однако Баху удалось их соединить благодаря аккорду, в котором диссонансы допустимы и широко используются. Этот аккорд получил название свободного контрапункта. По праву Бах считается одним из родоначальников данного свободного контрапункта, так как до этого в музыке применялся строгий контрапункт, при котором диссонансы были неприемлемы и запрещены.

Возможно, благодаря такому нововведению сила эстетического и эмоционального воздействия музыкальных произведений Баха очень велика. Диссонансные аккорды Баха как бы отражают муки творчества композитора. Они же вызывают у слушателя ощущения неуверенности в себе и растерянности перед чем-то глобальным и великим. Однако следующий после них чисто мажорный аккорд уже воспринимается как нечто светлое, как момент истины, как наконец-то найденный выход.

Музыка Баха являет собой яркий пример демонстрации творческого процесса, в котором в художественной форме отражены все его стадии.